вторник, 1 октября 2013 г.

Куда уходит Дед Мороз. Часть I. История поисков. Сергей Иванович Преображенский

Куда уходит Дед Мороз. Часть I. История поисков. Сергей Иванович Преображенский.

Всякое чудо заключает в себе тайну...
С. Преображенский
Фотография Э.Евзерихина, Москва. Колонный зал Дома Союзов, 1941 г.
Фотография Э.Евзерихина, 
Москва. Колонный зал Дома Союзов, 1941 г.






* * * * *
Когда появляется этот добрый белобородый старик, для большинства ребятишек и взрослых это истинное волшебство и счастье. И все рады тому, что, несмотря на метель и сугробы, на преклонный возраст, он в очередной раз покинул свой уютный дом, пустился в дальний путь, что он не заблудился и всё-таки нашел дорогу и вновь пришёл на праздник.
Дед Мороз, бесспорно, главный герой новогодней сказки. Конечно, мы, взрослые, осознаем, что никакого Деда Мороза, по сути, не существует. Но, согласитесь, что кое-где в глубине души желаем веровать в его существование.


Много раз было рассказано и пересказано, как когда-то правительство советской страны осчастливило детвору новогодними праздниками. И как товарищ Сталин решил, что "у нас все ёлки главные", но всё же ёлка в Доме Союзов была вне всякой конкуренции. Всё было как положено: огромная красавица ёлка, украшенная тысячами игрушками, песни, танцы, костюмированное представление и - Дед Мороз.
Мне хочется показать вам, как выглядели лица актеров «первой волны» главной Ёлки социалистической страны. Ведь роль, которую они исполняли, была только на стадии зарождения, - роль главного советского Деда Мороза, - являвшейся, в какой-то степени, эталоном для всех актёров, которым довелось сыграть старика-волшебника в тот период.
Я расскажу вам о человеке, который, на мой взгляд, сформировал образ главного сказочного персонажа на празднике Нового года и дал множество рекомендаций, как сделать новогоднее мероприятие интересным, прежде всего, для детей. И я смею полагать, что этими рекомендациями пользуются и в наши дни. Но странность этой истории состоит в том, что до сегодняшнего дня об этом человеке почти что ничего не было известно.
Его имя - Сергей Иванович Преображенский.
Сергей Иванович Преображенский в кругу семьи
Сергей Иванович Преображенский в кругу семьи

Поиски...Деда Мороза

Но, как это положено, начну с начала начал.
В 1937 г. в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, состоялась самая известная ёлка Страны Советов.
Роль Деда Мороза исполнил артист Михаил Наумович Гаркави. Сохранилась кинохроника, запечатлевшая новоиспеченного колоритного Дедушку. Он раздаёт игрушки мальчишкам и девчонкам, которым посчастливилось попасть на столь масштабное мероприятие.
Дед Мороз в исполнении артиста Михаила Наумовича Гаркави
Дед Мороз в исполнении Михаила Наумовича Гаркави

Грандиозный новогодний праздник удался. Он был возведен в ранг важного показателя заботы о воспитании маленьких граждан большой страны. Методисты вовсю строчили рекомендации, указания, планы проведения "хорошей советской ёлки" и в последующие годы. Ёлка рекомендовалась в новом качестве – как детская забава, пригодная для юных строителей коммунизма. В тоже время начали закладываться традиции встречи Нового года советскими людьми, в первую очередь - детьми.
Единожды ли исполнил Гаркави роль Деда Мороза, или же несколько раз - увы, уже запорошено многолетним снегом. Но, если о Михаиле Наумовиче ещё при жизни много писали, его фотографировали, его, как говорится, знали в лицо, то об артисте, который был избран на эту роль на долгие годы после Гаркави, Сергее Ивановиче Преображенском, попадались настолько скудные сведения, что это обстоятельство ещё больше подогревало интерес.
Кто он же он, этот загадочный артист? Почему о нем ничего не известно?
Я не нашла ни одной фотографии актера, ни одного упоминия о нём ни в Театральной энциклопедии, ни в БСЭ. Я обращалась с запросом в Дом ветеранов кино и Центральный Дом Актёра им. А. А. Яблочкиной. К сожалению, на мой запрос не ответили.
Вскоре выяснилось, что и Вячеслав параллельно занимается поисками С.И.Преображенского. Объединившись, мы кропотливо начали изучать все материалы, которые хоть как-то могли помочь нам на данном пути. Вячеслав же, пытаясь найти хоть какие-то упоминания об актере, пересмотрел большое количество периодической печати: и журнал "Огонёк" за несколько довоенных лет, и журнал «Советская эстрада и цирк». Но, к сожалению, там ничего интересного не оказалось, кроме фотографии новогоднего праздника в Доме Союзов, 1949 г. (см.фото)
Из письма Вячеслава:
"Между делом пытался найти концы архивов Дома Союзов, увы, пока без результата. У них ничего нет, старослужащих не называют, а м.б. там уже никто и не работает. Поспрашивал в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), как рассказывали, там в свое время искали что-то на эту тему. Но и там ничего".

Журнал Огонек, Новогодняя елка в Доме Союзов, 1949 г.
Татьяна Васильева-Гулевич в роли Царевны Несмеяны на новогоднем празднике в Доме Союзов, 40-е годы
Новогодний праздник в Доме Союзов, 1949 г.Татьяна Васильева-Гулевич в роли Царевны Несмеяны
на новогоднем празднике в Доме Союзов, 40-е годы

Как я уже сообщала, на моё письмо ответил историк моды, ведущий передачи "Модный приговор" Александр Васильев. Его мама, актриса Татьяна Ильинична Васильева - Гулевич, играла на новогодних спектаклях в сороковые годы, то есть в тот период, когда работал С. И. Преображенский (см.фото).
Александр Александрович Васильев пишет:
"...мама играла бесконечных Снегурочек в Доме Союзов, также в парке Сокольники она выезжала на санях с Дедом Морозом".
Но, увы, и у Александра Васильева ничего больше не нашлось.

Также довелось пообщаться с Элеонорой Болеславовной Прохницкой, в 60-е годы сыгравшей роль кремлёвской красавицы Снегурочки в паре со знаменитым на то уже время актёром Александром Леонидовичем Хвыля. К сожалению, Элеонора Болеславовна о предыдущих составах актёров, занятых на кремлёвских новогодних праздниках, ничего не знает. В своей книге «Жизнь как КИНО…» Элеонора Прохницкая отмечает, что самые престижные роли Деда Мороза и Снегурочки доставались далеко не всем.
Э.Б. Прохницкая и А.Л. Хвыля, Кремлёвская ёлка, 60-е годы
Э.Б.Прохницкая и А.Л.Хвыля, Кремлёвская ёлка, 60-е годы

Чем же тогда мог выделиться Преображенский, чтобы его утвердили на престижную роль?
Писательница и журналистка Елена Романовна Мушкина в книге «Век одной семьи» вспоминает о том, что Сергей Иванович приходил к ним домой, когда она была еще ребёнком.
Елена Романовна Мушкина пишет:
«И еще сохранилась маленькая…тетрадочка… Подарок Сергея Ивановича. Каждая страничка — двустишие и рисунок, по типу пляшущих человечков. «Правила поведения единственной дочери» — так это называется».
Далее идут весёлые стишки, сочинённые Преображенским.
Именно рассказ Елены Романовны о деятельности её матери, Нины Леопольдовны Мушкиной, и сдвинул наши поиски с места:
«Молва о легкой руке моей мамы ходила среди всего писательского мира. Если печатает Мушкина, значит, рукопись будет одобрена редколлегией. Возможно, это совпадение, но факт остается фактом: то, что выходило из-под маминых рук, чаще всего, действительно, шло зеленой улицей»
Я подумала, а что если Преображенский, умеющий сочинять для детей, приходил к Нине Леопольдовне со своим рукописным текстом...

Семья Преображенских

Нужно отметить, что двадцатые-тридцатые годы ХХ века - это время больших перемен и больших экспериментов в советской детской литературе. Она становится активным помощником партии и государства в деле коммунистического воспитания подрастающих поколений.
XIII съезд РКП (б), состоявшийся в 1924 г., указал, что «необходимо приступить к созданию литературы для детей под тщательным контролем и руководством партии с целью усиления в этой литературе моментов классового, интернационального, трудового воспитания».
И уже во второй половине 20-х годов многие писатели начали работать над произведениями для детей на самые живые и важные темы, связанные с современностью.
Среди таких писателей был и Сергей Иванович Преображенский.
Сергей Иванович Преображенский
Сергей Иванович Преображенский

Он родился в Москве в 1903 году в семье священника. Его отец, Иван Иванович Преображенский, служил при церкви св. Георгия Победоносца. В книге «Москва. Соборы, монастыри и церкви» за 1882 г. значится как Церковь великомученика Георгия на Красной горке.
Церковь св. Георгия Победоносца, Москва, Моховая ул, 1911 г.
Москва, Моховая ул., 1911 г.Церковь великомученика Георгия на Красной горке, 1882 г.

По данным адресной книги "Вся Москва, 1916 год" (стр.404) храм стоял по адресу ул. Моховая, д. 15.
Революция обрекала этот храм на уничтожение. В апреле 1932 года Моссовет подал прошение в ВЦИК о сносе Георгиевской церкви. Разрешение было получено, и в 1934 году архитектор И.В. Жолтовский построил многоэтажный дом, ставшим самым первым в Москве образцом архитектуры "сталинского ампира".
Церковь св. Георгия Победоносца, издание Суворина, 1901 г. По данным адресной книги "Вся Москва, 1916 год" Георгиевская церковь стояла по адресу ул. Моховая, д. 15
Революция обрекала этот храм на уничтожение. В апреле 1932 года Моссовет подал прошение в ВЦИК о сносе Георгиевской церкви.
Церковь св. Георгия Победоносца,
издание Суворина, 1901 г.
Снос Георгиевской церкви

Неподалёку от церкви располагался дом, в котором жила семья Преображенских.
Одно время Сергей Иванович проживал по адресу Теплый переулок, д.20, кв.4. Теперь это ул. Тимура Фрунзе.
Москва, Теплый пер., д.20Москва, ул.Тимура Фрунзе, д.20
Москва, Теплый пер., д.20Москва, ул.Тимура Фрунзе, д.20

Мать Сергея Ивановича была женщиной "строгих нравов, верующей и совестливой".
Преображенская - мать Сергея Преображенского
Преображенская

Куда уходит Дед Мороз? - Он уходит в чьё-то Детство, чтобы навсегда остаться там ярким воспоминанием.


Мы благодарим Марину Евгеньевну Преображенскую, Александру Андреевну Марамзину, Ирину Сергеевну Преображенскую за предоставление фотографий из семейного альбома.
 оригинал статьи здесь http://www.christmasheaven.ru/articles.php?article_id=277

Продолжение. Куда уходит Дед Мороз. Часть II. Творчество С.Преображенского

Комментариев нет:

Отправить комментарий