вторник, 1 октября 2013 г.

Куда уходит Дед Мороз. Часть II. Творчество С.Преображенского

Начало. Куда уходит Дед Мороз. Часть I. История поисков. Сергей Иванович Преображенский

Куда уходит Дед Мороз. Часть II. Творчество С.Преображенского

Профессия - литератор

Сергей Иванович окончил среднюю школу и, несмотря на отсутствие специального образования, посвятил свою жизнь театральному искусству и литературе.
Появлению в то время большого количества агитационных пьес во многом способствовала возникшая система государственного заказа. Пьесы писали для появившихся самодеятельных и профессиональных агитационных театров, нуждавшихся в репертуаре, который должен был способствовать культурному становлению граждан большой страны.
В 1928 году двадцатипятилетний Сергей Преображенский принимает участие в живой газете "Всезнайка", пишет ряд произведений в соавторстве с В. Борисовским:
  • "Последний крик" - пьеса в 3 действиях и 4 картинах
  • "Дни борьбы"- пьеса в 3 действиях, 4 картинах. (Приложено: заявление редакции журнала "Деревенский театр" в Главрепертком)
В 1929 году ему вручают членский билет, выданный профессиональным союзом рабочих полиграфического производства СССР, где в графе  профессия указано -  литератор .
Вместе с революционной перестройкой всей жизни страны с невиданной и невероятной быстротой развивалась новая культура. В 20-30-е годы в советской стране была создана разветвленная сеть детских газет и журналов. С 1929 года начинает выходить журнал "Затейник". Сергей Иванович Преображенский стоял у истоков его создания - именно с этого года он начинает сотрудничать с журналом. Сразу же заявив о себе как о даровитом и «нужном» детском литераторе, Преображенский печатается регулярно до 1947 года.
В том же 1929 году начала свою работу Опытная станция художественного воспитания Наркомпроса РСФСР. В течение следующих двух лет станция была преобразована в Центральный Дом художественного воспитания детей (ЦДХВД). Главной задачей которого было осуществление координации художественного образования и воспитания детей на всей территории СССР.
В 1931 году в ЦДХВД организован детский кукольный театр, который прежде всего должен был выполнять воспитательно-педагогические функции. Руководителем театра стал Сергей Владимирович Образцов.
Сергей Владимирович Образцов - руководитель детского кукольного театра
Сергей Владимирович Образцов - руководитель детского кукольного театра

Преображенский создаёт ряд пьес для вновь открывшегося театра. Параллельно плодотворно работает над созданием пьес для детей, где важным шагом вперед было исполнение их самими детьми:
  • "На разведки пятилетки" (пьеса для детского самодеятельного театра, 1930 г.)
  • "Капитаны" (пьеса в 1 действии для самодеятельных кружков, 1939 г.) и др.

* * * * *
«На разведки пятилетки», 20.12.1930 г.
Представило Государственное акционерное издательское общество художественной литературы «Земля и фабрика» 24.12.1930 г.
«В ГРК Детская секция сектора И(Н?)ТК ГИХЛ посылает к Вам на заключение рукопись Преображенского «На разведки пятилетки»».
Отзыв.
«По актуальности тем, по знанию аудитории, по богатому материалу для режиссера, по стилю – все это очень хороший материал, кладущий первый доброкачественный камень в постройку малых форм для детей. Печатать очень нужно». 26.12.1930 г. С.Луначарская
В 1931 году Софья Николаевна Луначарская писала: «Если мы хотим создать из ребенка личность с крепкими устремлениями и отвращениями..., с определенной классовой направленностью..., мы не можем пренебречь организующей силой искусства» (Театр для детей как орудие коммунистического воспитания. М.; Л.: ГИХЛ, 1931. С. 15.)

"Именно, Октябрь произвёл революцию в театре. Только живоностный дух пролетарской революции разбудил искусство, вложил в него душу, дал ей новое содержание, новую форму и новый смысл", - писали в журнале "Рабочий и театр".
* * * * *
Актуально, отражая дух времени, звучала в те годы пьеса "Война этажей". Она была написана к празднованию Дня Великой Октябрьской социалистической революции.
С.Преображенский. Пьеса "Война этажей"
С.Преображенский. Пьеса "Война этажей"

Было бы ошибочно полагать, что всем написанным Преображенским пьесам давали "зелёный свет". Была запрещена к показу пьеса "Орден лодыря" (1933 г). "Так во время обсуждения пьесы и спектакля «Граница» один из сотрудников Реперткома спрашивал у автора – С. Преображенского: «Почему красноармеец — пограничник Ложкин — представитель городских рабочих, говорит только о еде? Мы знаем, что наши рабочие — передовые люди в культурном отношении и меньше всего думают об этом». (Образцов.С. В. "Моя профессия" с. 67.)
Но в целом драматург работал над произведениями на самые живые и важные темы, связанные с современностью. В ярких и образных формах показывал социалистическую переделку людей.
* * * * *

После получки. Стихи для декламации. С.Преображенский


Сегодня ждем отца с получкой.
С утра у всех невольный страх:
Мы не шумим, а жмемся кучкой.
И мать в слезах!

Идет нетвердою походкой,
Знакомый шаг по сердцу бьет.
И дышит перегаром водки
Слюнявый рот.

Глаза, как мутные стекляшки.
Со злобой разорвал тетрадь.
Летят тарелки на пол, чашки,
И в угол мать!

Не бей, отец! Скажи, за что же?
Никто из нас не виноват!...
Но водка для отца дороже
Своих ребят!

Все чаще он приходит пьяным.
Худеет мать — она, как тень.
Узнать пришлось нам очень рано
Про черный день...
Не слышно песен, смеха дома
На стол не ставится обед.
Отцу сказали, что такому
Работы нет!

Съедает ржавчина железо.
И нас нужда свела вконец.
И вот одни из нас отрезал:
Ты не отец!

Ты не отец! Другой давно бы
Покончил с прошлый всем зараз.
Ты нашу мать довел до гроба.
Уйди от нас!

И вдруг, закрыв лицо руками,
Забыв про строгость и года,
Отец... заплакал перед нами.
Как никогда!

И дал он нам, ребятам, слово
И за него был каждый рад.
Жизнь начинать дорогой новой
На новый лад!
* * * * *
Воспитание в духе пролетарской бдительности - одно из составляющих формирования мировоззрения человека нового советского типа. В связи с этим, появляется такая пьеса как"Пуговицы", в которой рассказывается о девочке и старом дедушке, живущих на границе. Они разоблачают диверсанта, используя найденную пуговицу. Существует некогда популярная песня на стихи Евгения Долматовского "Пуговка".
Долматовский написал стихи в 1938 - 39 гг., пьеса же поступила 23.10.1937 г., зарегистрирована 13.12.1937г., разрешена до 31.12.1938 г., а 19.03.1939 г. «разрешить без ограничения с поправками и вставками». Поправки и вставки чисто редакторские, убрано несколько лишних фраз, не меняющих смысл. Думаю, не вызывает сомнений, кто первоначальный автор сюжета.
Пуговка

Коричневая пуговка
Валялась на дороге,
Никто не замечал ее
В коричневой пыли.
Но мимо по дороге
Прошли босые ноги,
Босые, загорелые
Протопали, прошли...

Драматург С.Преображенский

В течение первых пяти лет Центральный театр кукол не имел собственного помещения и выступал перед детьми в школах, клубах, иногда в московских дворах.
Из воспоминаний детской писательницы, драматурга Елизоветы Яковлевны Тараховской:
"В 1936 году театр предпринял интересный опыт: он решил направить бригады своих актёров по дворам московских домов. На грузовую машину был поставлен большой деревянный кузов, разрисованный и раскрашенный. Когда откидывалась боковая сторона кузова, получалась сцена для спектакля марионеток; выдвигая заднюю стенку, получали ширму для ручных кукол.
Играя попеременно, две актёрские бригады давали до десяти, а с появлением второго фургона — даже больше десяти спектаклей в день. К приезду фургона во дворе уже разостланы были коврики для маленьких, стояли скамьи и стулья для детей постарше. Эти бесплатные спектакли расписного фургона привлекали сотни ребят". 
Передвижной театр кукол, 1936 г.Грузовик передвижного театра кукол, 1936 г.
Грузовая машина Театра кукол со сценой для спектаклей, 1936 г.

Специально для таких выступлением Сергей Иванович Преображенский написал пьесу "'Наш двор". Премьера состоялась 7 июля 1937 года.
Из справки «кукольного коменданта» ГЦТК:
"Последний спектакль «Наш двор» был сыгран 10 августа 1937 года во дворе дома № 20 по 4-й Тверской-Ямской улице".

Только за один месяц спектакль показали 57 раз.
В 1936 году театр Образцова получил, наконец, собственную сцену на площади Маяковского (ныне Триумфальная), на которой 4 ноября 1937 года состоялась премьера спектакля «Большой Иван» по пьесе С. И. Преображенского и С. В. Образцова.
Е. Спиранский в своей книге "Повесть о странном жанре" пишет:
"Занавес с эмблемой ГЦТК был поднят впервые на премьере "Большого Ивана" вскоре после новоселья на площади Маяковского. В "Большом Иване" авторы - Сергей Образцов и Сергей Преображенский - пошли на смелый эксперимент: в сказочной форме здесь воплощалась тема социалистической революции. Были в этом спектакле и постановочные новшества: по кукольной ширме ходил актёр-человек, играющий Большого Ивана. Остальные актёры находились под настилом, покрывавшим, как крышкой, ширму, и водили кукол, высовывая их в прорези этого настила..."
"Большого Ивана играет Г.Росфельдт. Это хороший актёр. Созданный им образ Ивана, символизирующего ослепленный народ, который в конце концов прозревает, глубоко запоминается. Совмещение на сцене актёра и кукол - творческая находка авторов спектакля." ("Советская Украина",15.12.1940 г.)
 Г. Росфельдт в спектакле «Большой Иван» по пьесе С. И. Преображенского и С. В. Образцова
Г. Росфельдт в спектакле «Большой Иван»
по пьесе С. И. Преображенского и С. В. Образцова

Следует отметить, что спектакль "Большой Иван" прошел 273 раза.

Безусловно, когда-то придёт новое время, которое востребует новый репертуар, новых драматургов, новых персонажей, новые темы. Но уже к 1944 году драматург Преображенский являлся одним из самых востребованных репертуарных авторов.
Вячеславу попался показательный в этом плане документ:
"Управление по делам искусств при СНК РСФСР за 1944 г.
Лицевые счета авторов.

Преображенский Сергей Иванович, Москва, Теплый пер., д.20, кв.4, г.р. 1903

1. По дог. от 1.2.44 «Иван-солдат и змей горыныч», срок выпуска 1.3.44 - 1250

12.08. В расчет по договору - 6750
----------
8000

1.09. По договору 19.7.44
Написать 3 одноактные пьесы для кукольного театра - 4000
1.09 1000
25.10 3000
-------
4000

Итого в 1944 г. - 12000 рублей.


Кстати, Маршак, по этому документу, за год заработал только 8000 рублей! (В.)"


Из письма Вячеслава:
"Я звонил в театр Образцова С.В., в надежде что-то у них разузнать. Поговорил сотрудником их музея. Сейчас они готовят материалы с перечнем всех, кто участвовал в работе театра. Увы, С.Преображенского там нет. Но удалось договориться, чтобы они посмотрели архивные фото того времени."
Как сообщил Гордей Салтыков, заведующий Музеем театральных кукол ГАЦТК им. С.В. Образцова, супруга Сергея Ивановича, Людмила Дмитриевна Волкова (1908 – 2006), тоже была человеком творческим:
Актриса ГАЦТК, с 1938 входила в марионеточную группу, вплоть до её ликвидации в начале 1941 года; педагог-массовик в московском кукольном театре; инспектор по детской театральной самодеятельности в МОДХВД.
Сергей Иванович Преображенский с супругой Людмилой Дмитриевной Волковой
С.И. Преображенский с супругой Людмилой Дмитриевной Волковой

Дед Мороз должен шутить без заказа

У нас нет точных сведений о том, где и когда Преображенский принимал участие в выступлениях.
Те, кто его знал, вспоминают, что у него был сильный голос, он хорошо декламировал, неплохо пел, придумывал развлечения, интересные для детской аудитории. Можно только предположить, что послужило причиной принятия руководством ЦДХВД (?) решения о назначении Преображенского на роль главного Деда Мороза. Но очевидно одно, что эта роль досталась человеку, который ясно понимал, знал и видел, какие задачи предстоит решить, чтобы самое масштабное культурное детское мероприятие, главная Ёлка, было интересным, весёлым и запоминающемся.
Это было время поисков и открытий , начало пути большого культурного достижения советской страны.
В своих рекомендациях Сергей Иванович многократно акцентирует внимание: "Не забудьте одного: Дед Мороз должен шутить без заказа, петь, где поётся и смеяться без принуждения" ("Затейник", 1939 г.)
"Мы выделяем особо вопрос об исполнителе роли Деда Мороза. Это - центральная фигура праздника. Исполнитель этой роли должен быть взрослым. Иногда встречается исполнение роли Деда Мороза кем- нибудь из женского персонала школы. Это совершенно разбивает образ Деда Мороза в представлении ребят, и мы считаем такое исполнение недопустимым." ("Праздник Новогодней елки")
Учитывая, что Преображенский был и актёром и драматургом одновременно, а также был склонен импровизировать в рамках собственного сценария, вполне резонно предположить, что мало кому было лучше, чем ему, известно, что значит быть центральной фигурой на детском новогоднем празднике. Поэтому Преображенский выделяет Деда Мороза как главного персонажа:
"Найти настоящее общение со зрителями - задача всех исполнителей, а особенно главного персонажа - Деда Мороза. Дед Мороз не "играет свою роль", он просто говорит со всеми и слушает. Он шутит и приветлив со всеми, и ему чужда всякая нарочитость, всякий наигрыш".

Сергей Иванович вводит в жизнь свои собственные взгляды на то, каким должен быть Дед Мороз - "главный распорядитель, первый затейник и руководитель всего веселья", тем самым формируя его образ. Остро чувствуя настроение детей, даёт ценные рекомендации для успешного выступления на новогодней ёлке.

Елена Романовна Мушкина вспоминает:
"Маму познакомила с Дедом Морозом ее бывшая одноклассница Мина Михайловна Добровольская, тоже артистка. Мама очень гордилась этим знакомством. Ну а я была просто счастлива. Во-первых, Сергей Иванович подарил мне свою большую маску – с густыми бровями и красным носом; она сохранилась до сих пор. Во-вторых, приносил билеты в Дом союзов… Помню новогодний праздник 1944 года. На авансцене вспыхивают два костра, все заволакивает дымом – и появляется Дед Мороз. Рядом – Снегурочка. Это сейчас в роли Снегурочки – артистки, а тогда были школьницы. Наверное, выбирали самых красивых девочек и тех, кто хорошо учится. Но когда же наконец вспыхнет огнями красавица елка?! – Надо попросить, – говорил Сергей Иванович. – Зажгись, елка! – кричали дети.." (Е.Мушкина. 1940-е: Моя ёлка с Маршаком. Вечерняя Москва, 28 декабря 2005 г.)
Известно, что роль Снегурочки в то время исполняла тогда ещё совсем юная актриса Зинаида Алексеевна Бокарёва (1916-1993 гг.)
Зинаида Бокарёва в фильме "Чудесница", 1936 гЗинаида Бокарёва в роли Снегурочки в фильме "Чудесница", 1936 г
Зинаида Бокарёва в роли Снегурочки в фильме "Чудесница", 1936 г.

Её звонкий и проникновенный голос долгое время радовал радиослушателей. Практически вся её трудовая деятельность прошла на Всесоюзном радио. Зинаида Бокарёва сыграла огромнейшее количество радиоролей.
«Радостным и ярким был юбилейный десятый праздник в 1945 году... Роль Деда Мороза исполнял артист Мосэстрады С.И.Преображенский – он многие годы был бессменным Морозом на елках в Колонном зале». (Из книги" Дом Союзов" Р. Е. Крупнова, В. А. Резвин).
К великому сожалению, у нас нет сведений, когда и сколько раз Сергей Иванович выступал в роли Деда Мороза. Мы также точно не знаем, уезжал ли Преображенский во время Великой Отечественной войны или продолжал свою работу в Москве. Мы старались, насколько это было в наших силах, рассказать вам о человеке, который когда-то подарил детям веру в новогоднее чудо. 

В 50-е годы Преображенский перенесёт очень сложную операцию, последствия которой никогда боле не позволят вернуться ему на праздник главной ёлки страны.
Главная елка страны, Дед МорозБольшая книга Рождества

Сценарий театрализованного представления, написанного Сергеем Ивановичем Преображенским, был внесён составителями Натальей Будур и Иваном Панкеевым в сборник "Большая книга Рождества". Книга была выпущена издательством "Олма-пресс" в 1999 году большим тиражом, переиздана несколько раз. И была рекомендована как «прекрасный подарок для всей семьи».

Мой дед был главным Дедом Морозом страны

"Действительно, Сергей Иванович Преображенский был литератором.
Моя бабушка, Людмила Дмитриевна Волкова, была актрисой, закончила студию Завадского, и работала в театре кукол Образцова, а также на эстраде.
Как я понимаю, отчасти сценарий для эстрадных постановок писал мой дедушка.
Мой отец, Сергей Сергеевич Преображенский, родился 7 апреля 1930 года, в Москве.
Сергей Преображенский с сыном СергеемСергей Преображенский с сыном Сергеем и собакой
Сергей Преображенский с сыном Сергеем

Папа рассказывал мне, что маленьким он очень часто ходил на большую Кремлевскую ёлку, поскольку его отец работал там Дедом Морозом. Интересно, что ему это не доставляло особенного удовольствия, и скорее было вынужденной мерой - бабушка тоже была на новогодних елках, и соответственно, он проводил там время, как ребенок двух актеров; конфеты и мандарины, в отличие от других детей, он не особенно поэтому любил.
Таким образом, могу подтвердить, что мой дед был главным Дедом Морозом страны некоторое время. Почему именно он - на этот вопрос более полно могла бы ответить моя бабушка, но она, к сожалению, умерла в 2006 году в возрасте 96 лет. Думаю, что Вы вполне можете быть правы в том, что он и писал сценарии для Новогодних елок и, таким образом, сформировал отчасти облик главной елки страны.
В Великую Отечественную войну бабушка и дедушка работали на фронтах, эстрадными артистами; потом были эвакуированы в Ташкент, где и находились до окончания войны. В бабушкиных записях нашла, что у Сергея Ивановича было слабое сердце. В пехоту он был не годен, помогал фронту как умел.
Умер Сергей Иванович в 1967 году; похоронен на Ваганьковском кладбище в городе Москве. В коммунистической партии никогда не состоял.
Я родилась в 1970 году; к сожалению, с ним мы так и не встретились.
Что касается присланных Вами фотографий - мы долго рассматривали их с мужем. Возможно, на фото изображен Сергей Иванович (фото Евзерихина); по крайней мере, есть сходство носа, скул, надбровных дуг...

С уважением,
Ирина Преображенская"

Куда уходит Дед Мороз? - Он уходит в чьё-то Детство, чтобы навсегда остаться там ярким воспоминанием.


Мы благодарим Марину Евгеньевну Преображенскую, Александру Андреевну Марамзину, Ирину Сергеевну Преображенскую за предоставление фотографий из семейного альбома.

Комментариев нет:

Отправить комментарий