вторник, 29 января 2013 г.

Сто с лишним лет - история ёлок в картинках

Оригинал записи здесь, автор данной публикации  ust_tom , за что ему большое человеческое Спасибо!
Как-то так получилось, что дореволюционных снимков моей семьи по папиной линии (той её части, что из обрусевших немцев) сохранилось множество, много сохранилось и ёлочных игрушек, даже сделанных ещё в XIX веке. А вот фотографий, где хотя бы видна наряженная ёлка, всего две дореволюционных и одна довоенная. А ёлка была каждый год, даже в самые тяжёлые голодные времена. В папином детстве её наряжали по-старорежимному: взрослые закрывали двери и что-то за ними долго делали. Потом двери открывались и к ёлке допускались изнемогшие от нетерпения дети. Вот фотография, которая, судя по всему, была сделана приблизительно в 1905 году, с моей прабабушкой и её многочисленными детьми, среди них - моя будущая бабушка Анастасия Александровна Аккерман (первая слева):



Январь 1937 года - мой папа, студент ИФЛИ:



Более четверти века спустя, зима, если не ошибаюсь, 1963-1964 года:



Ёлка не у родителей, а у бабушки с дедушкой (маминых родителей). К сожалению, никаких сколько-нибудь подробных фотографий их ёлок не сохранилось, а жаль: я помню довоенные игрушки, славящие достижения советской державы, а также гирлянду военного времени, спаянную из полноразмерных электролампочек и вручную расписанных. Была и послевоенная гирлянда в виде стеклянных домиков.

Ещё год спустя, там же:



Ещё 10 лет спустя, зима 1974/1975 года, фотографирую уже я, пока без выкрутасов, со вспышкой:



Зима 1979/1980 года. Прошу прощения за звёзды на гирлянде, тогда такое было в моде, фильтр пришлось сделать самому, расчертив обычный ультрафиолетовый фильтр стеклорезом. Через пять лет у меня уже будет комплект "творческих" фильтров от самого Кокена:



Год спустя:





Осенью 1980 года мы были с папой в Тбилиси и там нам подарили большую картонную коробку с вином и коньячным спиртом. К новому году запасы не слишком уменьшились:



Зима 1982-1983 года. Ёлка никогда не ставилась на крест, она должна была простоять как можно дольше, поэтому её ставили в ведро с водой. В вертикальном положении ёлку сначала удерживали верёвочные растяжки, а позже дедушка сделал специальные круги с отверстием посередине, вставлявшиеся в ведро. Всё это было компромиссом с папиной стороны, поскольку он порывался разобрать ёлку сразу же после рождества, но ему не давали. Так и стола она, пока не осыпется.



Папа всегда очень серьёзно относился к процессу, и никого к этому делу близко не подпускал. Развешивал сначала самые значимые элементы: гирлянду, крупные игрушки. Проверял, как получается, подходил ближе, отходил дальше, смотрел с разных сторон. Как-то так получилось, что то немногое, что мне прямо передалось от папы, это отношение к ёлке. Я и наряжаю-то её очень похожим образом.





Готово:



Одна из дореволюционных игрушек - бубен:



Она до сих пор жива и здорова и сейчас висит на ёлке.
Снова скачок во времени, и мы уже живём в Варшаве, это зима 1992/1993 года, за окном чудо польских реформ, а я по-прежнему играю с "творческими" светофильтрами. Почти все игрушки новые, купленные уже в Польше:





Наконец-то мы в своей, а не в служебной квартире - мебели ещё совсем немного (зима 1997/1998 годов):





Зима 1998/1999 годов:



Зима 1999/2000 годов:







Зима 2001/2002 года: из-за строительных работ ёлка встретила новый год не наряженная - её надо было потом перенести. Но нельзя же было допустить, чтобы на ней совсем ничего не было:





На следующий год ёлка стояка уже на новом месте. В виде исключения это так называемая ель обыкновенная, обычно я покупаю синие ёлки, которые ещё называют колючими:



Ещё через год дети посадили под ёлку подарок - восьмимесячного внука. Он некоторое время безропотно сидел под ветками, а потом так же безмолвно завалился на спину.





Это был единственный раз, когда мы вместо настоящей ели купили пихту. Что было ошибкой, которую мы больше не повторили. На следующий год ёлка снова была совсем настоящей (и впервые из тех ёлок, которые я наряжал, с дождём):















Для меня самый печальный день в году - это когда выбрасываешь ёлку. А если её ещё не сразу вывозят с помойки... 17 февраля 2009 года:



Зима 2009-2010 года:





Фунтик в качестве помощника Деда Мороза:



Зима 2010-2011 года:





Зима 2011/2012 года - наконец-то я привёз из Москвы старые игрушки и часть из них повесил:



А это - то, что сейчас стоит у меня за спиной:

Комментариев нет:

Отправить комментарий