четверг, 17 января 2013 г.

Блеск и трепет

Блеск и трепет
Мария Портнягина и Варвара Лозенко — о коллекционерах елочных игрушек

Фото: Варвара Лозенко / Коммерсантъ
Вся галерея 9
Мода наряжать елку старинными игрушками возвращается. О чем рассказывают эти игрушки, "Огонек" узнал у коллекционеров елочных украшений

Фото Варвара Лозенко. Текст Мария Портнягина

"Игрушки приносят счастье"

Сергей Романов,
41 год, художник-реставратор, стаж коллекционирования — 27 лет
История коллекции началась с домашней аварии: когда мне было 14, наш кот уронил елку и старые любимые игрушки, еще из детства моих родителей, разбились. Я решил найти такие же: обращался к родственникам, знакомым, ходил по блошиным рынкам. В итоге собрал игрушек гораздо больше, чем было на той самой елке. Так возникла коллекция, на основе которой я хотел бы создать в Москве музей игрушки. В свое время я поездил по предприятиям, которые делали елочные украшения, работал с архивными фотографиями, разбирался в ассортименте. И скажу: раньше игрушки делались качественно. Они были, как говорят специалисты, скульптурны, детально проработаны, с филигранной росписью.
Я собираю елочные игрушки, чтобы люди, которые приходят на мои выставки, вспомнили детство и вернулись в то счастливое состояние, которое, собственно, детство и есть. "Елочники", так называют коллекционеров, ходят на выставки совсем по-другому: им, например, важно понять, входит ли кум Тыква в набор игрушек "Приключения Чиполлино" или нет.
"Двух одинаковых Айболитов не найти"

Марина Сергунина,
Фото: Варвара Лозенко, Коммерсантъ
52 года, домохозяйка, стаж коллекционирования — 7 лет
Моя коллекция началась так. Я вытащила с полок старые елочные игрушки, всякие там стеклянные огурчики-помидорчики, когда мой ребенок подрос, и думала, какие бы развивающие игрушки ему подсунуть. Так я стала собирать елочные украшения, затем увлечение переросло в коллекционирование.
История елочных игрушек в нашей стране уникальна. По ним можно изучать, как развивалось у нас авиастроение, шло покорение Арктики, осваивался космос. В советское время выходили серии игрушек по мотивам сказок. Например, по всей стране выпускался набор "Доктор Айболит", но найти два одинаковых набора невозможно. Причем по очень простой причине: в чаны с красками в начале смены подливали свежую краску, и разные комплекты игрушек получались разного оттенка. А летом, когда не надо было "гнать план", игрушки раскрашивали более тщательно, и они получались более прорисованные.
"У меня коллекция дедов-морозов"

Лариса Петрикова,
Фото: Варвара Лозенко, Коммерсантъ
60 лет, художник, стаж коллекционирования — 20 лет
В 1990-е в Россию с Запада пришла мода украшать елки в едином стиле. Люди бросились на эту новизну, а старые игрушки выбрасывали. Я поняла, что если не начать их собирать, то это богатство будет утрачено, детям-внукам нечего будет показывать. Мое детство пришлось на самый расцвет елочной игрушки — 1950-е годы. Тогда празднование Нового года имело свои традиции, которые сейчас во многом утрачены. В доме ставилась живая елка под самый потолок, под елку — дед-мороз, дети ходили друг к другу в гости смотреть елки: у всех они были разные, хотя игрушки покупались в одних магазинах, но выбор был большой.
В моей коллекции много разных дедов-морозов. Например, выпущенные на Украине — в красной рубахе и синих штанах или с усами как у запорожского казака. Свою коллекцию я показываю на выставках, люди приходят на них за воспоминаниями из детства: старые игрушки очень душевные, этого сейчас не хватает.
"Мечтаю найти украшения, связанные с Метростроем"

Татьяна Бочарова,
Фото: Варвара Лозенко, Коммерсантъ
53 года, инженер-строитель, стаж коллекционирования — 4 года
Я начала коллекционировать елочные украшения сравнительно недавно. В последние годы многие увлеклись этим занятием, и конкуренция за обладание старинными игрушками большая. Уникальные игрушки стоят достаточно дорого, как и любой антиквариат. Мне больше всего интересны игрушки из ваты и картона. Купить их трудно, к тому же появилось много современных подделок, которые даже опытный коллекционер не всегда отличит от раритета. Мне нравятся серии игрушек, по которым можно проследить историю нашей страны. Например, до Великой Отечественной войны выпускались картонные игрушки — красноармейцы, трактора, машины, дирижабли, они есть в моей коллекции. Я мечтаю заполучить игрушки, связанные с Метростроем (я работаю в этой сфере): они очень редкие, о них я читала, но ни разу не видела.
Когда мне бывает грустно, я в любое время года могу достать игрушки: перебираешь их и на душе становится теплее.
Авторские страницы

Комментариев нет:

Отправить комментарий